Муниципальный проект «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «СОШ с.Волоконовка»
В 2017-2018 учебном году в МБОУ "СОШ с.Волоконовка" обучается 75 учащихся, среди них двое детей с инвалидностью, двое детей имеют ограниченные возможности в здоровье и статус ребенок-инвалид.
Двое детей имеют сопутствующий диагноз – умственная отсталость и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Такое образование детей предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Педагогический коллектив школы пришел к выводу, что необходимо объединить усилия родителей, педагогов, специалистов для создания комфортной инклюзивной среды для обучающихся.
С этой целью инициируется проект создания модели сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в условиях нашей школы.
Цель проекта – преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме для 100 % детей с ОВЗ и инвалидностью и их родителей (законных представителей).
- 15 ноября 2017 г. в школе проведен семинар «Сопровождение учащихся с инвалидностью, учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»
- В рамках реализации проекта «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ с.Волоконовка» в МБОУ «СОШ с.Вололконовка» создана комната для отдыха и сенсорной разгрузки обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ.
Комната включает в себя следующие зоны:
игровая, в которую входит предметно-развивающая среда - уголки по разным сюжетно — ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, транспорт, семья.
спортивная, которая включает:
- Сухой бассейн для детей – это уникальное игровое оборудование. Барахтаясь среди цветных шариков, малыши незаметно для себя проходят сеанс массажа. Тактильное воздействие округлыми предметами (шариками) благотворно влияет на кровообращение детей, приводит в тонус мышцы, расслабляет защемлённые нервы. «Плавание» в сухом бассейне – интерактивная лечебная процедура, которая показана детям с двигательными и неврологическими патологиями (ДЦП, нарушением функций опорно-двигательного аппарата, невротическим тиком, гиперактивностью).
- Детские конструкторы (мягкие модули) – это полезная и развивающая игрушка. Она направлена на стимуляцию процессов памяти, внимания и мышления, является интересной, яркой и забавной. Во время игры развивается воображение, ловкость, логика и фантазия.
Световой стол для рисования песком. Рисование песочком на световом столе успокаивает нервы, снимет стресс, активизирует творческие способности, благоприятно скажется на развитии зрения.
Разнообразные композиции и прекрасная музыка для релаксации, снятия усталости, напряжения и стресса. Звуки природы, шум водопада, пение птиц, мировая классика и другое позволят проявить воображение и отвлечься от окружающей суеты.
- В рамках реализации проекта «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ с. Волоконовка» в МБОУ «СОШ с. Волоконовка» проведен мониторинг качества знаний у детей-инвалидов и детей с ОВЗ за I полугодие 2017 – 2018 учебного года.
- В рамках реализации муниципального проекта «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «СОШ с.Волоконовка»
10 января 2018 г. проведен семинар «Методы активного обучения в инклюзивном пространстве школы»
мастер-класс по теме показала учитель начальных классов Пихтерева Н.В., которая рассказала об актуальности использования активных методов обучения с обучающимися ОВЗ, что этим детям необходим:
- особый подход;
- необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме, их социальная адаптация;
- учебный процесс становится более доступным и социально значимым.
Пихтерева Н.В. показала, на каких этапах урока применяются активные методы обучения в инклюзивном пространстве и с какой целью.
- В рамках реализации проекта «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ с.Волоконовка» составлен план работы родительского клуба «Школа успешных родителей».
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи:
- Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
· Формирование взаимного доверия в системе отношений между школой и семьёй.
· Повышение правовой компетентности родителей.
· Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.
- Обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
План
работы родительского клуба «Школа успешных родителей»
№ п/п |
Тема мероприятий |
Организационная форма |
Задачи мероприятия |
Сроки проведения мероприятий |
1 |
«Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания»
|
Лекция |
|
Сентябрь |
2 |
Я принимаю тебя!» |
Арт - теарпевтическое занятие с элементами тренинга |
|
ноябрь |
3 |
«Роль родителей в подготовке домашних заданий |
Тематический практикум
|
Обучить родителей приемам выполнения домашних заданий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
|
январь |
4 |
«Класс родительского мастерства» |
Практическое занятие |
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов. |
апрель |
В рамках реализации проекта «Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ с. Волоконовка» обучающиеся, имеющие статус ОВЗ, вовлечены во внеурочную деятельность.
Обучающиеся посещают кружок «Природа и фантазия» (руководитель Пихтерева Н.В.), занятия внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (руководитель Кузнецова Л.М.).
Отчет
о реализации проекта "Создание модели социально-психологического сопровождения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «СОШ с.Волоконовка»"
В период с 15 октября 2017 года по 15 октября 2018 года были проведены ряд мероприятий, которые позволили создать условия для преодоления социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, ввести их в культуру, приобщить к жизни в социуме для 100 % детей с ОВЗ и инвалидностью МБОУ "СОШ с.Волоконовка".
Для достижения цели и результата проекта создана функционирующая модель, обеспечившая индивидуальное сопровождение детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей):
- создана комната для отдыха и сенсорной разгрузки обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ.
Комната включает следующие зоны:
- Игровая
- Спортивная
- Световой стол для рисования песком.
-Разработана и утверждена модель сопровождения детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.
-Разработаны адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
- Создан кейс психологопедагогических и дидактических материалов для родителей (законных представителей), обеспечивающих успешную социализацию детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.
- Создан методический кейс технологий и технологических приемов в помощь педагогическим работникам для разрешения типичных затруднений при работе с детьми с инвалидностью, детьми с ОВЗ.
- Проведено 4 методических семинара с педагогическими работниками по разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения учащихся с ОВЗ, применению активных методов обучения в инклюзивном пространстве школы.
Проведенные семинары с педагогами школы позволили создать условия для совершенствования профессиональных знаний и умений педагогов, развития их творческого потенциала, повышения эффективности и качества коррекционно-педагогического процесса.
Мониторинг степени готовности педагогов к работе в инклюзивном классе показал, что 100% педагогов готовы работать с детьми с ОВЗ.
Педагогом-психологом школы Мироновой О.В. проведено 4 заседания родительского клуба «Школа успешных родителей» с целю повышения общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирования практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
Обеспечено:
-100% охват детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, участвующих в олимпиадах, конкурсах, конференциях различных уровней.
-100% детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, осваивающих индивидуальные образовательные маршруты.
100% учащихся школы, имеющих статус ОВЗ и дети-инвалиды, принимают участие во внеурочной деятельности школы: конкурсах чтецов, декоративно-прикладного творчества, школьном театре, концертах художественной самодеятельности, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
100% педагогических работников, используют методы активного обучения в образовательной деятельности.
Результаты и эффекты, достигнутые в рамках проекта.
Создание модели, позволило:
- вовлечь в процесс сопровождения семью, педагогический коллектив, организовать их взаимодействие;
- включить всех детей с ОВЗ в школьную систему и обеспечить их равноправие для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей, включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей;
- повысить педагогическую компетенцию родителей и оказать помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.